Сторителинг в бизнесе

Зачем, кому он нужен и как правильно его использовать

.Люди обожают истории.

 

В детстве мы ждем сказок на ночь,  в школе уже сами пишем сочинения или придумываем несуществующие истории для друзей, чтобы казаться "круче", интереснее,  в ВУЗе и на работе — постоянно окружены историями — от попыток объяснить, почему опоздал на коллаквиум, до составления текста для презентации проекта. Истории мы слышим в транспорте, в кофейнях, бесконечно читаем в соцсетях. Истории реально повсюду — и даже сейчас я вам рассказываю историю, да-да.

Мы любим истории, потому что нам всегда интересно посмотреть, а как у них. Сравнить себя с другими, чтобы позавидовать, вдохновиться или найти повод для гордости собой. Часто это происходит неосознанно. Продавать через истории — уже давно не сомнительная вещь, а бережная и эффективная практика. Вместо того, чтобы напрямую рассказывать о товаре или услуге, можно оформить это в интересную историю и подарить клиентам эмоции. 

Сравните 2 вида продаж

Прямая: Духи "Красная Москва" - это классика, любовь к этим духам передается из поколения в поколение. И не только в России эти духи знают и любят ценители хорошей парфюмерии во Франции, Канаде, США, Германии. "Красная Москва" воплощение парфюмерного стиля Новой Зари, основанного на лучших традициях русской парфюмерии, которые фабрика хранит и развивает с момента своего основания 1864.

 

С помощью сторителлинга: Секрет формулы духов «Красная Москва» до сих пор хранится в тайне представителями парфюмерного концерна «Новая Заря». Данный аромат был создан для императрицы Марии Фёдоровны «сыном французского мыловара» Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых, которое праздновалось в 1913 году. 

В 1958 году духи были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе. Дипломаты, а также туристы других стран, посещавщие СССР, охотно приобретали именно духи «Красная Москва» в качестве советского сувенира. Выезжавшие за рубеж в деловые, творческие или туристические поездки граждане СССР, также нередко везли с собою эти духи как подарок друзьям или родственникам.

Букет "Красной Москвы" это сочетание ириса, гвоздики, жасмина, флёрдоранжа, мускуса и цитрусовых.

 

Возбудил любопытство второй текст? Хочется вам купить или как минимум услышать аромат этих духов? 

Именно для этого и нужен сторителлинг.

Мы придумаем для вашего бизнеса

интересный и уникальный сторителлинг.

Напишите нам.

Разберем подробнее как использовать сторителлинг в бизнесе на реальных примерах. Если вам интересна внутренняя кухня сторителлинга - загляните под "кат" и почитайте про этапы на примере всем знакомого новогоднего фильма.

ВОСЕМЬ ЭТАПОВ СТОРИТЕЛЛИНГА
 
Если проанализировать все хорошие истории, когда-либо придуманные людьми, можно выделить 8 основных компонентов сторителлинга. Чтобы проиллюстрировать каждый этап и его ключевой принцип, используем в качестве примера фильм "Ирония судьбы или С легким паром".


1-ый этап: Целевая аудитория.
Ключевой принцип: Значимый эмоциональный эффект.

Прежде чем приступить к созданию истории, автор должен четко определить на какую аудиторию она быдет нацелена и какой окончательный эффект на мысли и чувства аудитории должна произвести.

Сценаристы нацеливались на женскую аудиторию, поэтому главным героем стал мужчина - Женя Лукашин. Значимым эмоциональным эффектом было чудо в новогоднюю ночь, которое ждет каждый человек, а выбранная целевая аудитория тем более.

2-ой этап: Установки.
Ключевой принцип: Равновесие.

Любая история происходит определенное время в определенном мире. В начале истории жизнь главного героя находится в относительном равновесии с точки зрения основной ценности. 

Подготовка в празднованию Нового Года, Женя строит планы со своей невестой, потом собирается в баню, мама расставляет посуду на стол. 

3-ий этап: Инициирующее событие.
Ключевой принцип: Нарушение равновесия.

Инициирующее событие - это некое непредвиденное происшествие, которое коренным и необратимым образом нарушает ценностное равновесие в жизни главного героя.

Друзья в подпитии садят в самолет не того человека, который оказывается не в том месте.


4-ый этап: Объект желания.
Ключевой принцип: Неудовлетворенная потребность.

Когда главный герой понимает, что инициирующее событие кардинально нарушило равновесие в его жизни и подвергло угрозе привычный ход вещей, он хочет вернуть все на прежние рельсы. Так у него появляется конкретная потребность или цель - объект желания. Главный герой уверен, что достижение объекта желания позволит вернуть равновесие в его жизнь.

Женя Лукашин хочет вернуться в Москву, к своей привычной жизни.


5-ый этап: Первое действие.
Ключевой принцип: Тактический выбор.

Итак, чтобы вернуть равновесие в свою жизнь, главный герой предпринимает первое тактическое действие, которое, согласно его ожиданиям, должно вызвать положительную реакцию со стороны внешнего мира - и позволить ему достичь объекта желания или, по крайне мере, приблизиться к нему.

Женя звонит в авиакассу и узнает когда первый рейс на Москву.


6-ой этап: Первая реакция.
Ключевой принцип: Нарушение ожидания.

Но реальный результат не соответствует ожиданию. Возникает преграда, которая отдаляет его от цели.

Ипполит и Надя здесь являются двумя преградами. Ипполит - это такой дракон, которого нужно победить, а Надя медленно превращается в новый объект желания.

7-ой этап: Кризисный выбор.
Ключевой принцип: Новое понимание.

Теперь главный герой подвергается реальному риску не просто не достичь желаемого, но и все потерять.  Предпринимает второе действие, более сложное и рискованное, чем первое, которое, как он считает, уж точно вызовет положительную реакцию и позволит достичь искомой цели.

Женя вынуждает Надю поехать купить ему билет на самолет. Главный герой понимает, что так ли ему надо в Москву, к невесте, когда рядом Надя. Женя рвет билет.


8-ой этап: Кульминационная реакция.
Ключевой принцип: Концовка.

В компактной истории второе действие главного героя вызывает кульминационную реакцию внешнего мира, которая соответствует его ожиданиям и дарует желаемое. Что восстанавливает равновесие и жизни главного героя и завершает историю.

Женя выбирает Надю и понимает, что вот оно, счастье. Чудеса в новогоднюю ночь случаются.

Как это применить к бизнесу?

 

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОРИТЕЛЛИНГА

 

Для начала важно определить ЧТО продаем, КОМУ продаем, КАК/ГДЕ мы продаем и ЧТО ВАЖНО тем, кому мы продаем.

Покажу на примере нашего клиента: туристическая компания, которой нужно продать пакетный тур из Москвы в Питер на новогодние праздники. Целевая аудитория - девушки 25-40 лет, не замужем/в разводе, но стремящиеся в новые отношения, то есть находятся в поиске. Нужен текст в канал Телеграмм. Основной посыл сторителлинга будет в том, что всего лишь одна поездка может изменить их семейный статус и сделать счастливыми.

 

Вернемся в фильму Эльдара Александровича и немного его модернизируем. Главная героиня - Надя. Преподаватель английского в московской  школе. 38 лет, не замужем.

Подруги Нади подарили ей тур на Новый Год в Питер. Текст будет в 3х частях, пишем от имени Надежды.

 

 

Как я ездила в Питер на Новый Год. Начало.

Я вообще не собиралась никуда ехать. Последние три Новых Года после развода я отмечала одна, с бокалом шампанского и купленным салатом Оливье. В конце декабря подруги  сделали мне необычный подарок на день рождения (угораздило родиться в католическое Рождество) - поездку на 3 дня в Санкт-Петербург на Новый Год. В Питер? Зимой? Хммм...ну а какая разница где пить шампанское в одиночестве? А так выберусь из рутины дом-работа-супермаркет.

30го декабря я уже гуляла по Невскому. Из окон кафе наблюдала за снующим горожанами с подарочными пакетами, елками.  Я пила горячий ароматный глинтвейн, ела питерские пышки со сладким кофе. И никуда не торопилась впервые за долгое время. На следующий день в планах был Эрмитаж и визит к бегемотихе Тоне.

Продолжение следует...

 

Как я ездила в Питер на Новый Год. Продолжение.

Во дворе филфака СПбГУ есть такой памятник. Табличка у памятника гласит "По легенде девушка, которая мечтает найти жениха, должна подержаться за правое ухо бегомотихи, а молодой человек, если он хочет найти невесту-за левое". К крошечному творению художника Василия Петровичева прилагается легенда. Она гласит, что в XVIII веке влюбленная пара была разлучена по воле родителей. С горя местная Джульетта бросилась в Неву, а ее верный Ромео – следом… Но, согласно этой истории, в Неве пару столетий назад водились бегемоты. В общем, девушка схватилась за правое ухо чудища речного, а юноша – за левое. Так и спаслись. А местную бегимотиху, покровительницу влюбленных, назвали Тоней.

Не очень то верила в такие приметы, но уж если я здесь, то почему бы не сходить. Потерла правое ухо, сделала селфи с милашкой Тоней и пошла переодеваться к новогоднему вечеру. Решила сломать привычную схему и забронировала столик к ресторане отеля. Хотелось танцев, хлопушек,  феерверков и шампанского в окружении новых людей, пусть и незнакомых. На утро у меня болели ноги и немножко голова. Игристое - это очень коварный напиток. Днем я еще аз погуляла по зимнему городу, а вечером я села в Сапсан и там....

 

Как я ездила в Питер на Новый Год. Окончание.

...познакомилась со своим будущим мужем. Такое окончание истории было бы слишком предсказуемым, приторным и уж оооочень сказочным-))

В поезде я  всю дорогу проспала. А через полгода мы случайно встретились на улице с бывшем мужем и поняли, что поторопились с разводом. 

 Новый Год мы планируем встретить в Питере. Кстати, Эрмитаж 31го декабря совсем безлюдный. Это так необычно! 

 

У вас еще есть возможность купить новогодний тур по хорошей цене до YY декабря за хххх рублей и возможно изменить свою судьбу в лучшую сторону.

подробности. сайт. телефон.

 

Результат сторителлинга: после публикации клиент продал путевки на 70% больше, чем простым рекламным текстом (10 путевок ДО публикации и 17 ПОСЛЕ)

Окупилось ли это вложение? Конечно да!

 

ИДЕИ ДЛЯ СТОРИТЕЛЛИНГА

Если вы - шьете одежду

- Придумайте и расскажите как создавался ваш бренд. Да, можно и нужно включать фантазию и приукрашивать истории.

- Расскажите как вы задумывали коллекцию, но она не получилась. Читатели любят не только истории с хэппиэндами. Вы живой человек и это нормально, когда что-то не получается.

- Расскажите какую музыку вы слушаете, когда шьете. Это рок? Или опера? А может джаз? 

Если вы - владелец гостевого дома

Если ваш бизнес - гостевой дом, то отзывы - это то, на что ориентируются потенциальные клиенты.  Но если вы расскажете, а лучше покажете из каких городов к вам приезжают гости, то вы 100% отстроетесь от конкурентов. Сделайте карту России из пробковой доски и наделайте мини-флажки из булавок.

У вас есть стена объявлений, где люди, которые ищут пару могут оставить пару слов о себе и  свои контакты . Пароль "Название Отеля". И эту стену вы организовали после одного случая с постояльцами. Какого? Расскажите ее...или придумайте=)

А может быть вы дарите клиентам кружки с название отеля/гостевого дома?

Или не дарите, а меняете сувенирную продукцию по принципу город гостя - на ваш город. Как вам пришла такая идея в голову? 

У нас много, очень много идей для ваших бизнесов.

Заявка на сторителлинг